Стратегия безопасного поведения

СТРАТЕГИИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ.  О ЧЕМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕБЕНОК ДЛЯ СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ?

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРЕДУПРЕДИТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ НА УЛИЦЕ,       РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ЗАКРЕПИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ В СОЗНАНИИ  ДЕТЕЙ     ПОСРЕДСТВОМ ПРОСТЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ЗАДАВАЯ НУЖНЫЕ ВОПРОСЫ, НАПРИМЕР:

 «КТО ТАКОЙ НЕЗНАКОМЕЦ?» («НЕЗНАКОМЕЦ» – ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ);

•«КТО ТАКОЙ ОПАСНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ (БЕЗОПАСНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ)» («ОПАСНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ» – ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОДХОДИТ К РЕБЕНКУ, ЗАГОВАРИВАЕТ С НИМ ИЛИ ПРОСИТ ПОМОЧЬ В ЧЕМ–НИБУДЬ; «БЕЗОПАСНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ» – МИЛИЦИОНЕР, КАССИР, ПРОДАВЕЦ МАГАЗИНА, ОХРАННИК, ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ ИЛИ ТОТ ВЗРОСЛЫЙ, К КОТОРОМУ РЕБЕНОК ОБРАЩАЕТСЯ САМ);

•«ЧТО ТАКОЕ ОПАСНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО?» («БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО» – ХОРОШО ПРОСМАТРИВАЮЩЕЕСЯ И ЛЮДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО, НАПРИМЕР, АПТЕКА, ПОЧТА, БИБЛИОТЕКА, БАНК, ИНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ; «ОПАСНОЕ МЕСТО» – ПОДВОРОТНЯ, СТРОЙКА, МЕСТА, ПОРОСШИЕ ГУСТЫМ КУСТАРНИКОМ, ПОДВАЛ, ПУСТЫРЬ, ТЕМНЫЙ ДВОР И Т. П.);

• «ЧТО ТАКОЕ ОПАСНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ ВРЕМЯ СУТОК?» («БЕЗОПАСНОЕ ВРЕМЯ СУТОК» – СВЕТЛОЕ ВРЕМЯ СУТОК: УТРО И ДЕНЬ; «ОПАСНОЕ ВРЕМЯ СУТОК» – ВЕЧЕР И НОЧЬ).

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ВЗРОСЛЫМ

РЕБЕНКА НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ПРОЯВЛЯТЬ НАСТОЙЧИВОСТЬ В ПОИСКАХ ПОМОЩИ: ЕСЛИ ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК, К КОТОРОМУ ОН ОБРАТИЛСЯ, НЕ ПРОЯВИТ ДОЛЖНОГО ВНИМАНИЯ К ПРОСЬБЕ, ТО ВТОРОЙ ИЛИ ТРЕТИЙ НАВЕРНЯКА ПОМОГУТ.

РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ: «В ЖИЗНИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ СИТУАЦИИ. ПОМНИ О ТОМ, ЧТО, ЕСЛИ ТЕБЕ ПОТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ, ТЫ МОЖЕШЬ ОБРАЩАТЬСЯ К ВЗРОСЛЫМ ДО ТЕХ ПОР,  ПОКА НЕ НАЙДЕШЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ТЕБЕ ПОМОЖЕТ».

КАК РОДИТЕЛЯМ ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

РОДИТЕЛЬ МОЖЕТ НАЧАТЬ ТАК: «СЕГОДНЯ Я ПОЗНАКОМЛЮ ТЕБЯ С ПРАВИЛАМИ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ».

РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ЕГО ПРАВЕ ГОВОРИТЬ «НЕТ»: «ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО СКАЗАТЬ ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ «НЕТ» В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА НАХОДИШЬСЯ НА УЛИЦЕ, В ОТВЕТ НА ЕГО ПРОСЬБУ ПОЗНАКОМИТЬСЯ, КУДА–ТО ПОЙТИ ВМЕСТЕ.

ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ВЗРОСЛЫМ, А НЕ К ДЕТЯМ».

БУДЕТ ПОЛЕЗНЫМ «ПРОИГРАТЬ» С РЕБЕНКОМ МНОЖЕСТВО ТАКИХ СИТУАЦИЙ, ЧТОБЫ ОН УЧИЛСЯ РАЗДЕЛЯТЬ ИХ НА ОПАСНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ, ПОНИМАЛ, В КАКИХ СТОИТ СКАЗАТЬ «НЕТ», А В КАКИХ – ПОМОЧЬ НЕЗНАКОМОМУ ВЗРОСЛОМУ.

ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА МОДЕЛЬ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО, КОТОРЫМ  ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ РЕБЕНОК: «НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ БЕЗ ВЕДОМА РОДИТЕЛЕЙ». ЭТО ЗНАЧИТ, ЕСЛИ ДАЖЕ ХОРОШО ЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЛИ РОДСТВЕННИК ЧТО–ТО ПРЕДЛАГАЕТ РЕБЕНКУ, РОДИТЕЛЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПОСТАВИТЬ В ИЗВЕСТНОСТЬ.

ЧТОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГРОМКО И УВЕРЕННО ГОВОРИТЬ «НЕТ», БУДЕТ ДОСТАТОЧНО ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ ВМЕСТЕ С НИМ И РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ ПРО ТО, КАК МАЛЕНЬКОЕ «НЕТ» СТАЛО БОЛЬШИМ.

 

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ МОГУТ ЗАДАТЬ РЕБЕНКУ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЕГО ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ

РОДИТЕЛИ МОГУТ ПРИДУМАТЬ ВОПРОСЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ, ХОРОШО ЛИ ИХ РЕБЕНОК ЗНАЕТ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ. ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЛУЧШЕ ВСЕГО В ИГРОВОЙ ФОРМЕ.

НАПРИМЕР, МОЖНО СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ: «ДАВАЙ ПОИГРАЕМ В ИГРУ «ЧТО, ЕСЛИ…», А ПОТОМ ОПИСАТЬ ЕМУ КАКУЮ–ЛИБО ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНУЮ СИТУАЦИЮ.

МОЖНО ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

– КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЗНАКОМЫМ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО ТЫ РАНЬШЕ НЕ ВИДЕЛ, НО КОТОРЫЙ ПОДОШЕЛ К ТЕБЕ И НАЗВАЛ ТЕБЯ ПО ИМЕНИ?

– КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ НЕЗНАКОМЦАМ АДРЕС, НОМЕР ТЕЛЕФОНА, СВОЕ ИМЯ И ИМЕНА РОДИТЕЛЕЙ?

– МОЖНО ЛИ УХОДИТЬ СО ДВОРА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ?

– КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, ЛЕГКО ЛИ ОТКАЗАТЬ ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ, СКАЗАТЬ ЕМУ «НЕТ»?

– ЛЕГКО ЛИ СКАЗАТЬ «НЕТ», КОГДА ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ПОЛУЧИТЬ ИГРУШКУ В ПОДАРОК?

– ДАЖЕ ЕСЛИ ТЕБЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО И ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ПОЙТИ С НЕЗНАКОМЦЕМ, КАКИЕ ПРАВИЛА НАДО ПОМНИТЬ?

– ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕЗНАКОМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОПРОСИТ ТЕБЯ ПОМОЧЬ (НАПРИМЕР, ПОКАЗАТЬ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ПОЛИКЛИНИКА)?

– К КОМУ ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?

– МОЖНО ЛИ САДИТЬСЯ В МАШИНУ К НЕЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ?

– ЧТО ДЕЛАЮТ РОДИТЕЛИ, ЕСЛИ ОНИ ПРОСЯТ СВОИХ ЗНАКОМЫХ ПОДВЕЗТИ РЕБЕНКА?

– ВЗРОСЛЫЙ СКАЗАЛ: «ЭТО БУДЕТ НАШ С ТОБОЙ СЕКРЕТ». КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, ЭТО ПЛОХОЙ ИЛИ ХОРОШИЙ СЕКРЕТ?

– КАКИЕ ХОРОШИЕ СЕКРЕТЫ ТЫ ЗНАЕШЬ?

–КАК НАДО ГОВОРИТЬ СЛОВО «НЕТ» (ГРОМКО И УВЕРЕННО)? ПОПРОБУЙ ТАК СКАЗАТЬ.

 

РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ, ЧТО ОНИ НЕ СМОГУТ ВСЕГДА ПОЛНОСТЬЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПОСТУПКИ СВОИХ ДЕТЕЙ. НО ОНИ СПОСОБНЫ ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА В ТРУДНУЮ МИНУТУ, ПОМОЧЬ ЕМУ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ И НАУЧИТЬ ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ ОТ ВОЗМОЖНЫХ ОПАСНОСТЕ